Государственный
Санкт-Петербургский
симфонический

Оркестр «КЛАССИКА»

Художественный
руководитель,
главный дирижер

Александр КАНТОРОВ

19 февраля

19 февраля в 16 часов в Колонном Зале РГПУ им. А.И. Герцена оркестр «КЛАССИКА» исполнит произведения Петра Ильича ЧАЙКОВСКОГО.

          В первом отделении прозвучит Концерт №1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор.  История написания, которого начинается в августе 1874 года, когда Пётр Ильич в письме к брату Модесту, впервые упоминает о своём желании написать фортепианный концерт, в сочинении которого композитор по собственному признанию столкнулся с большими трудностями, но несмотря ни на что концерт был сравнительно быстро закончен. На автографе переложения концерта для двух фортепиано стоит авторская дата «21 декабря 1874». В оркестровом варианте произведение было закончено 9 февраля 1875 года.
         Однако, Концерт не сразу получил признание московских друзей Чайковского, и самое главное – он не понравился тому, для кого предназначался -  Н.Рубинштейну, который не увидел в концерте ничего хорошего не только с точки зрения виртуозной, но и художественной. Из-за этого признания Рубинштейна Чайковский надолго прервал отношения с известным исполнителем. Написанное посвящение Рубинштейну Чайковский уничтожил и заново посвятил концерт сначала С. Танееву, своему ученику, а затем, вновь изменив своё решение, посвятил Концерт Гансу фон Бюлову, выдающемуся пианисту и дирижеру. Последний был страстным поклонником творчества Чайковского. Он и исполнил впервые концерт, ставший столь прославленным в последствие, в Бостоне 25 октября 1875 года. Вскоре концерт сыграл в Петербурге пианист Г. Кросс; дирижировал, как и многими петербургскими премьерами Чайковского, Э. Направник. Но Чайковскому, присутствовавшему в зале, не понравилось исполнение. И для московского концерта который состоялся, 31 ноября того же года, композитор не смотря на непростые отношения обратился с просьбой встать за дирижерский пульт Рубинштейна. Партию фортепиано  исполнил молодой – девятнадцатилетний – С. Танеев. Премьера удалась на славу.
            В одной из своих статей Чайковский, обрадованный успехом московской премьеры, писал: «…да позволено мне будет выразить г. Танееву самую горячую благодарность автора исполненного им концерта за то, что он так хорошо зарекомендовал это необычайно трудное сочинение благосклонному вниманию публики. Такой же точно запас благодарных чувств автор питает к г. Рубинштейну, «столь художественно, искусно, горячо ведшему оркестр, аккомпанировавший г. Танееву. Лучшего исполнения этого сочинения, как то, которым он обязан симпатичному таланту г. Танеева и капельмейстерскому мастерству г. Рубинштейна, этот автор и желать не может».
            Н. Г. Рубинштейн, которому Концерт при первом знакомстве с ним не понравился, вскоре оценил его красоты и художественную значимость. Начиная с 1878 года он стал исполнять его в Москве и Петербурге. В 1879 году на показе русской музыки в Париже Рубинштейн произвел подлинную сенсацию своим исполнением Концерта.
            Первый концерт П. Чайковского – целая эпоха в русской фортепианной музыке. По своему значению он превышает все, написанное до него. Он послужил краеугольным камнем в развитии последующего русского фортепианного творчества.
Во втором отделении оркестр «Классика» исполнит Симфонию №4 фа-минор Петра Ильича Чайковского.
            Четвертая симфония стала на пути Чайковского тем произведением, в котором совершенно воплотились эстетические принципы и новаторские искания композитора в области симфонической музыки. Чайковский работал над симфонией в течение нескольких месяцев 1877 года. Из сохранившейся переписки с известной меценаткой и страстной почитательницей творчества композитора Надеждой Филаретовной фон Мекк мы узнаем программу симфонии. Чайковский изложил ее через год после создания симфонии. Основная мысль композитора: «Если ты в самом себе не находишь  мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ». В борьбе человека против грозных фатальных сил, препятствующих его счастью, выходом может стать отречение от личного, участие в жизни народа. Это было время глубокого общественного кризиса: русско-турецкая война.
            Закончив сочинение, Чайковский сразу же  отправил партитуру в Москву Н.Г. Рубинштейну, первому исполнителю всех предыдущих симфоний Чайковского. Премьера состоялась в Москве 10 февраля 1878 года под управлением Н. Рубинштейна.  Первое исполнение Симфонии, не имела значительного успеха. Однако в Петербурге премьера симфонии (под управлением Э. Направника) прошла с грандиозным успехом.

Стоимость билетов от 200 рублей в ложах, до 300 рублей в партере.